Председатель совета ректоров о подготовке магистрантов

размещено в: Общая | 0

Разговоры о магистратуре, как правило, сводятся к Болонскому процессу, который предусматривает в вузах бакалавриат и магистратуру с четырехлетним обучением на первой ступени высшего образования и с 1-2-летним – на второй. Беларусь вступила в Болонский процесс в мае 2015 года, а в июне 2022 года стало известно о прекращении участия Беларуси и России в нем. Председатель Республиканского совета ректоров вузов напомнил, что многоуровневая система профессионального образования была выстроена еще в Советском Союзе. “На самом деле Болонский процесс, это надо четко понимать, не относится к категории международных обязательств. Он не предполагает ни заключения международных договоров, ни обязательств страны или учреждений образования выполнять те или иные требования. Поэтому участие Беларуси в Болонском процессе было направлено прежде всего на признание высокого уровня и качества нашей системы образования в европейских странах. А сама история Болонского процесса говорит о том, что это была определенная договоренность министров образования отдельных европейских стран о сотрудничестве в противовес системе образования Соединенных Штатов Америки, которая в принципе тоже строилась как система, нацеленная на международное влияние. Поэтому, если мы говорим о Болонском процессе и в целом о европейском пространстве высшего образования, то для нашей страны это скорее механизм международного взаимодействия, инструмент развития в том числе качества системы образования”, – рассказал Вадим Богуш.

Он констатировал, что Беларусь не идет по пути копирования или слепой интеграции иностранных нововведений. “Мы тщательно анализируем международный опыт и выбираем лучшие практики, основываясь в первую очередь на фундаментальных подходах системы образования Советского Союза. Например, модель высшего образования в Беларуси имеет ярко выраженный национальный характер, и в нашей стране первостепенное значение имеют квалификационные характеристики и требования, которых достигает выпускник университета или другого образовательного учреждения, в то время как в Болонской системе акцент делается на академическую степень”, – пояснил ректор.

Возвращаясь к многоуровневой системе профессионального образования, председатель совета ректоров подчеркнул, что это не изобретение Болонского процесса. “Многоуровневая система профессионального образования была выстроена еще в Советском Союзе. Она включала профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. Мы эту систему сохранили. В системе высшего образования тоже появилась многоступенчатая организация образовательных программ, ориентированная на международные подходы. В 2011 году была принята международная классификация уровней образования в рамках Организации Объединенных Наций. Она является универсальным инструментом гармонизации образовательных программ не только в Европе и США, но и в Китае, Индии, Латинской Америке. Соответственно при разработке наших образовательных программ мы ориентируемся на потребности организаций и предприятий нашей страны, на необходимый им уровень квалификаций. Мы также учитываем научные достижения и инновационные процессы как в Беларуси, так и за ее пределами. Поэтому многие иностранные граждане выбирают обучение в Беларуси, так как здесь предлагается высокий уровень качества подготовки”, – проинформировал Вадим Богуш.

По его словам, часто иностранцы отмечают высокую сложность образовательных программ в Беларуси. “Из-за этого к нам, особенно в программу магистратуры, стараются приезжать мотивированные студенты, которые уже имеют определенный бэкграунд и понимают значимость образования в дальнейшей профессиональной деятельности. То, что касается определенных рисков для специалистов высокой квалификации, то мы нацелены на то, чтобы эти люди, во-первых, получали образование с прицелом на конкретные рабочие места и на конкретного заказчика кадров в нашей стране. Специалисты с более высоким уровнем квалификации являются более эффективными, а магистратура развивает в том числе творческие, аналитические и исследовательские компетенции, поэтому для многих передовых направлений в нашей стране это тоже востребованный уровень подготовки специалистов. Если посмотреть на динамику объемов подготовки в магистратуре, например, в БГУИР, видно, что идет ориентация на подготовку специалистов для конкретных высокотехнологичных предприятий, с которыми мы работаем. В БГУИР контрольные цифры подготовки в магистратуре формируются с учетом реальной потребности, мы опираемся на запрос национальной экономики. Ну и, конечно, используем наши программы для обеспечения роста экспорта образовательных услуг”, – добавил он. 

Магистрантка Цзинцзе Сунь приехала из города Наньчан (Китай). Девушка поступила в Белорусский государственный университет на специальность “русская филология” филологического факультета, окончила ее и решила продолжить свое обучение в магистратуре по специальности “языкознание”. “Меня с детства завораживал русский язык, нельзя не восхищаться таким основательным и логичным языком. Когда пришло время выбирать будущую профессию, я не сомневалась и остановила свой выбор на нем. А вот место учебы я искала тщательно. В итоге решила получать высшее образование в Беларуси. Мой выбор был обусловлен в первую очередь тем, что это безопасная и очень красивая страна”, – поделилась магистрантка из Китая.
После окончания обучения девушка планирует вернуться домой. “Родители этого хотят. В магистратуре я доучиваюсь последний год, мой средний балл – 9. Я уже задумываюсь над тем, где буду работать после выпуска. Сейчас активно развивается сотрудничество Китая, России и Беларуси. У нас в стране много различных совместных компаний, в том числе торговых. Их можно найти в Гуанчжоу, Шанхае, Харбине. Я без труда смогу работать там, поэтому оцениваю свои перспективы очень высоко. Что касается магистратуры, я пошла туда, потому что хочу получить продвинутое высшее образование. Мой русский язык после бакалавриата был не так хорош, как я хотела бы, а узкоспециализированные дисциплины помогли мне углубить свои знания. Также магистратура дает мне хорошую практику. В целом учеба в Беларуси – замечательное время. Помимо качественного образования я приобрела хороших друзей. Я дружу с ребятами из Беларуси, России, Ирана. Очень интересно вживую общаться с людьми из других стран. Эта межкультурная коммуникация для меня очень значима”, – рассказала Цзинцзе Сунь.

Максим Воробей из Новогрудка выбрал обучение в магистратуре для того, чтобы потом поступить в аспирантуру и попасть в большую науку. Молодой человек окончил специальность “геоинформационные системы” факультета географии и геоинформатики БГУ. В магистратуре он учится на специальности “землеустройство, кадастры, геодезия, геоматика”. “Наука привлекла меня с самого начала обучения в университете. Уже на третьем курсе я четко понял, что хочу связать свою жизнь с научно-преподавательской деятельностью, так как мне интересно не только получать знания, но и делиться ими. Бакалавриат дал мне хорошую базу в профессиональном плане, однако сознавая, что хочу идти дальше и углубить свои знания, я поступил в магистратуру. Этот шаг я расцениваю как развитие профессиональных компетенций, исследовательских навыков, также это необходимая подготовка к поступлению в аспирантуру для воплощения маленькой мечты – стать кандидатом географических наук”, – отметил он.
Любовь к географии молодому человеку привил увлеченный и талантливый школьный учитель. Ключевыми позициями при выборе будущей профессии, по словам магистранта, стали открытия, дух авантюризма и географическая романтика. “Учиться в аспирантуре очень интересно. Знания, которые были приобретены в бакалавриате, пригождаются, но ты все-равно узнаешь что-то новое. Очень жду, когда начну учиться в аспирантуре, для меня это возможность заниматься научной деятельностью и приносить пользу, развивая то, что нужно обществу. Также для меня это способ познания мира”, – поделился Максим Воробей.

Магистерская подготовка – это самостоятельная программа, а не доучивание до какого-то уровня, подчеркнул Вадим Богуш. “Это программа, которая дает дополнительные и углубленные компетенции. В первую очередь, это развитие компетенций аналитики, исследовательских компетенций, также в определенных направлениях это еще и психолого-педагогические компетенции, которые нужны и для специалиста, и для руководителя, и для исследователя. Плюс это профессиональный шаг, который позволяет на более высоком уровне изучить, например, работу информационных систем с использованием самых новых и сложных достижений современной белорусской и мировой науки. Мы фактически имеем выстроенную систему подготовки. Конечно, самостоятельная магистратура – это достаточно небольшой узкий сегмент в системе высшего образования, потому что 98% объема подготовки специалистов – это программы, которые предполагают присвоение прежде всего квалификации и непосредственно выход на рынок труда”, – заключил председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования.

Светлана ПЕКАРЬ,

Фото БЕЛТА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *