ПО
П.И. Маланский Заведующий отделом социально-экономической работы

Не предусмотрена из средств бюджета

Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» определено, что работникам бюджетных организаций оказывается материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Размеры, порядок и условия осуществления материальной помощи работникам бюджетных организаций определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций. Выплата материальной помощи не может быть предусмотрена членам семьи умершего работника, поскольку выплаты, финансируемые из республиканского бюджета и предусмотренные законодательством для работников бюджетных организаций, не могут быть направлены на лиц, не являющихся работниками данных организаций. Таким образом, полагаем, что материальная помощь членам семьи работника бюджетной организации в связи с его смертью из средств республиканского бюджета не оказывается. Соответственно в данной ситуации предусматривать выплату материальной помощи из указанных средств в положении, утверждаемом руководителем бюджетной организации, неправомерно.  

П.И. Маланский Заведующий отделом социально-экономической работы

Абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 31.12.2021 № 142-З «О республиканском бюджете на 2022 год» (далее – Закон) предусмотрено осуществление обособленного учета в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда (с учетом взносов (отчислений) на социальное страхование) в части сэкономленных в результате оптимизации штатной численности бюджетных организаций.
В целях реализации вышеуказанной нормы введен параграф 627 «Расходы на оплату труда в части сэкономленных в результате оптимизации штатной численности бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» функциональной классификации расходов бюджета по параграфам.
При этом пунктом 3 статьи 23 Закона установлено, что средства на оплату труда (с учетом взносов (отчислений) на социальное страхование) в части сэкономленных в результате оптимизации штатной численности бюджетных организаций используются на осуществление премирования отдельных категорий работников бюджетных организаций по решению руководителей этих организаций в соответствии с законодательством.
Пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» установлено, что размеры, порядок и условия выплаты премий определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.
Обязанность руководителя бюджетной организации разрабатывать отдельные положения, регулирующие направление на премирование средств, сэкономленных в результате оптимизации штатной численности работников бюджетных организаций, данным Указом не установлена.
Решение руководителя бюджетной организации о премировании за счет вышеуказанных средств должно быть обосновано увеличением нагрузки на работников организации в связи с сокращением ее штатной численности.
При необходимости, в положение о премировании работников организации могут быть внесены соответствующие дополнения (в части определения дополнительных показателей (критериев) и условий премирования за счет средств, сэкономленных в результате оптимизации штатной численности бюджетных организаций).

П.И. Маланский Заведующий отделом социально-экономической работы

Положена

В соответствии со ст. 349 ТК совместителям в полном объеме предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными правовыми актами (за исключением гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск.

Таким образом, совместителям должна производиться единовременная выплата на оздоровление из расчета одного оклада пропорционально объему работы по совместительству

.  

П.И. Маланский Заведующий отделом социально-экономической работы

Сохранение среднего заработка для работников данной
категории бюджетных организаций законодательством не предусмотрено

В соответствии с частью третьей статьи 265 Трудового кодекса (далее – ТК) матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) двоих детей в возрасте до шестнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день. При этом определено, что в
коллективном договоре, ином локальном правовом акте может
предусматриваться оплата при предоставлении указанного дня.

Вместе с тем, сохранение среднего заработка для работников данной
категории бюджетных организаций законодательством не предусмотрено.

В отношении работников организаций бюджетной сферы из числа одиноких матерей и разведенных женщин, имеющих одного ребенка в возрасте до 16 лет предоставление дополнительного свободного от работы дня с сохранением
среднего заработка законодательством о труде не установлено, расходные обязательства бюджета либо возможность использования на эти цели средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации
отсутствуют.

.  

В.Н. Авдюшко
Гл. специалист областного комитета профсоюза
(вопросы молодежной политики)

В соответствии с пунктом 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821, выплачивается денежная помощь:
*молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, которые направлены на работу, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);
*молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки (тарифного оклада), оклада.
Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.
Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждением образования выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.
В случае, если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.
Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании.

.  

А.И. Стельмах
Гл. правовой инспектор труда областного комитета профсоюза

В соответствии со ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается. В следствие чего, наниматель имеет право заключать трудовой договор с гражданами Российской Федерации и Украины.

.  

О.И. Кузьменко
Гл. технический инспектор труда областного комитета профсоюза

Да, допускается при условии, что рассмотрение вопросов программы вводного противопожарного инструктажа (согласно приложению 1 к Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 мая 2018 г. № 36), предусмотрено программой вводного инструктажа по охране труда в полном объеме. Т.е. в программу вводного инструктажа по охране труда включены вопросы программы вводного противопожарного инструктажа (согласно п.18. «Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда», утв. пост. Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 175 (в редакции пост. 29.05.2020 № 54).

.  

А.И. Стельмах
Гл. правовой инспектор труда областного комитета профсоюза

Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1998 г. №1842 «О введении контрактной формы найма на работу педагогических, медицинских, фармацевтических работников, работников культуры, включая руководителей этих работников, специалистов и руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений, специалистов сельского и жилищно-коммунального хозяйства, специалистов, осуществляющих ветеринарную деятельность, работников и специалистов системы потребительской кооперации в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» (далее – постановление № 1842) установлена единовременная выплата работникам, указанным в пунктах 1 и 1-2 постановления, заключившим контракт после 31 декабря 2012 г. сроком на 5 лет на работу в организациях, расположенных в зонах с правом на отселение и последующего отселения, в следующих размерах:

при заключении первого контракта сроком на 5 лет – 200 базовых величин;

при заключении второго контракта сроком на 5 лет после 5 лет работы на условиях первого пятилетнего контракта – 300 базовых величин.

Вследствие чего указанные выплаты являются единовременными и производятся при заключении первого, а также второго контракта на 5 лет однократно и повторно не производятся.

.  

О.И. Кузьменко
Гл. технический инспектор труда областного комитета профсоюза

В соответствии с п. 50 «Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда», утв. пост. Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 175 (в редакции пост. 29.05.2020 № 54) допуск работающих к самостоятельной работе после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда осуществляется руководителем организации и оформляется приказом (распоряжением). Т.е руководитель издает два приказа – один о проведении стажировки, а второй – о допуске к самостоятельной работе.

.  

А.И. Стельмах
Гл. правовой инспектор труда областного комитета профсоюза

В соответствии со ст. 185 Трудового кодекса Республики Беларусь работающим женщинам независимо от трудового стажа по их желанию наниматель обязан предоставить после окончания отпуска по беременности и родам отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуск, предусмотренный настоящей статьей, предоставляется по письменному заявлению и может быть использован полностью либо по частям любой продолжительности.
Ограничений в количестве перерывов (выходов на работу) во время такого отпуска законодательством не установлено.

.  

А.И. Стельмах
Гл. правовой инспектор труда областного комитета профсоюза

В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Республики Беларусь продолжительность отпусков работников исчисляется в календарных днях. Государственные праздники и праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

В следствие чего, учитывая то, что 8 марта 2022 г. — это праздничный день, приходящийся на период трудового отпуска, данный день в число календарных дней отпуска не включается. Продолжительность отпуска не увеличится, а составит те же 24 календарных дня, но данный день не будет включаться в эти 24 дня отпуска.

.  

О.И. Кузьменко
Гл. технический инспектор труда областного комитета профсоюза

В соответствии с п.18 «Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях» пост. Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51 отменена необходимость ведения двух журналов – журнала ежедневного контроля за состоянием охраны труда и журнала ежемесячного контроля за состоянием охраны труда, а результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в единый журнал контроля за соблюдением требований по охране труда и установлены требования к содержанию данного журнала.

.  

А.И. Стельмах
Гл. правовой инспектор труда областного комитета профсоюза

В соответствии со статьей 261[3] Трудового кодекса Республики Беларусь каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.

Если по каким-либо причинам месячный срок предупреждения пропущен, то, в соответствии с частью 1 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» такое нарушение не повлечет восстановления работника на работе, но может являться основанием для вынесения судом решения о возмещении морального вреда (ст. 246 Трудового кодекса Республики Беларусь), если требование об этом будет заявлено.

.  

А.И. Стельмах
Гл. правовой инспектор труда областного комитета профсоюза

Согласно статье 163 Трудового кодекса рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, – промежуток времени, равный по продолжительности календарному году, но исчисляемый для каждого работника со дня приема на работу.

Понятие рабочего года для исчисления отпуска и понятие календарного года не совпадают. Отдельные периоды времени могут не включаться в состав рабочего года.

В статье 164 Трудового кодекса установлены периоды времени, включаемые в состав рабочего года, за который предоставляется трудовой отпуск:

  • фактически отработанное время;
  • время, которое работник не работал, но за ним согласно законодательству или коллективному договору сохранялись прежняя работа и заработная плата (средний заработок) либо ему выплачивалось пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также выходные дни, государственные праздники, праздничные дни, установленные и объявленные нерабочими, и другие предоставляемые работнику дни отдыха;
  • время предусмотренных законодательством или коллективным договором отпусков без сохранения заработной платы, если эти отпуска не превышают 14 календарных дней в течение рабочего года;
  • время оплаченного вынужденного прогула;
  • время отстранения от работы работника в случаях, предусмотренных частью девятой статьи 49 Трудового кодекса, а также время отстранения от работы при последующем восстановлении работника на прежней работе;
  • другие периоды, не отвечающие условиям, определенным пунктами 1–4[1] части первой статьи 164 Трудового кодекса, но в отношении которых законодательством или коллективным договором, соглашением предусмотрено включение их в рабочий год.

Периоды, включаемые в рабочий год, за который предоставляются дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы, определяются Правительством Республики Беларусь.

Если сумма периодов, включаемых в рабочий год согласно статье 164 Трудового кодекса, меньше 12 полных календарных месяцев, рабочий год работника сдвигается на недостающее время.

.