По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, в Беларуси в III квартале 2021 года среднестатистическая семья располагала ресурсами в размере 1 667,6 рубля, что на 57,4 рубля больше, чем в апреле-июне. Результаты другого исследования свидетельствуют, что в стране растет количество ценочувствительных покупателей.
По данным Белстата, в июле-сентябре в городах и поселках городского типа средние располагаемые ресурсы на одно домохозяйство составили 1746,3 рубля (на 60,3 рубля больше, чем во втором квартале), а в сельских населенных пунктах — 1411,7 рубля в месяц (+46,8 рубля).
Во третьем квартале 72,3% белорусов располагали ресурсами более 500 рублей в месяц. Доля семей с ресурсами свыше 1000 рублей в третьем квартале увеличилась еще на 0,7 п.п. и составила 17,5%.
Какими средствами располагали белорусские семьи в первом полугодии 2021 года
Наиболее многочисленной группой остались люди с ресурсами 500,1–600 рублей. Таких было 15,3%. При этом 54,6% белорусов, по данным обследования, располагали ресурсами от 400 до 800 рублей. Их доля снизилась на 0,1 п.п.
Денежные расходы в расчете на домашнее хозяйство составили 1587,5 рубля в месяц, из которых 1181,9 рубля (74,5%) приходится на потребительские расходы.
В структуре потребрасходов семей доля расходов на питание составила 39,2,%, на покупку непродовольственных товаров – 34,8%, на оплату услуг – 23,6%. В сравнении со вторым кварталом этого года в структуре расходов снизилась доля на покупку продуктов питания и оплату услуг, а выросла — на приобретение непродовольственных товаров.
На этом фоне интересно выглядят результата опроса консалтинговой компании Nielsen в Беларуси. Так, индекс потребительского доверия в Беларуси остается в пессимистичной зоне.
Как пишет belretail.by, этот индекс складывается из трех индикаторов: восприятия потребителями перспектив на рынке труда, оценки собственного финансового положения и степени готовности тратить деньги. Значение индекса выше 100 пунктов позволяет отнести потребителей страны к группе оптимистически настроенных, значение ниже 100 пунктов свидетельствует о преобладании пессимистически настроенных. Оптимизм или пессимизм потребителей напрямую влияет на их желание и готовность тратить деньги.
В третьем квартале 2021 года индекс в Беларуси составил 78 пунктов. Это на 1 пункт меньше, чем во втором квартале. А также меньше, чем в России (93) и Украине (84).
Несмотря на то, что 29% (+4 п.п.) опрошенных считают перспективы трудоустройства хорошими, а 37% оценивают свое личное материальное положение позитивно, большинство людей не спешит тратить деньги на покупки новых вещей. Доля тех, кто готов больше тратить за квартал уменьшилась с 26% до 22%.
Среди основных причин для беспокойства у белорусов на первом месте находится здоровье, на втором – рост цен на товары повседневного спроса (FMCG), на третьем – безопасность семьи. Рост цен на коммунальные услуги потерял свое место в ТОП-5. «Политическая стабильность» переместилась с 3-го на 5-е место.
Так 96% покупателей считают, что цены на товары FMCG растут. Годом ранее этот показатель был почти на 10 п.п. ниже.
Белорусы продолжают экономить, доля промо- и ценочувствительных покупателей растет, считают авторы исследования. Половина покупателей знают цены на продукты и отслеживают их изменение. Люди экономят на корзине за счет активного промо-хантинга, отказываются от излишеств в корзине, а также переходят на собственные торговые марки ритейлеров. Число охотников за промоакциями за год выросло с 54% до 79%. При этом 39% покупателей готовы менять магазины ради промо, а 36% ищут их в привычных местах покупки.
Теперь среднестатистический белорусский потребитель посещает в месяц 4 магазина. При этом количество тех, кто посещает 1 или 2 магазина падает, а тех, кто посещает 5 или 6 магазинов – растет. Это свидетельствует о развитии сетей магазинов за счет формата «магазин у дома», а также появлению в зоне шаговой доступности магазинов с разным позиционированием (мини-маркет, обычный гастроном, дискаунтер, супермаркет и пр.).
Вместе с тем покупатели ищут баланс между ежедневными и большими покупками (про запас), используя магазины малых форматов и онлайн как удобную альтернативу супер и гипермаркетам.
Почти половина опрошенных за последний месяц покупали продукты питания онлайн, и 70% из них продолжат это делать в будущем так же часто при стабилизации ситуации c COVID-19.
Большинство онлайн-покупателей уверены, что в интернет-магазинах можно найти уникальный ассортимент. Так считает 63% респондентов. Однако женщины к данному параметру относятся более критично.
Миссии покупок в интернете смещаются от единичных и импульсивных, в сторону более комплексных и спланированных. Так, 39% опрошенных планируют в течении года совершать большие (большой чек, много категорий) и небольшие (экспресс-доставка, маленький чек) покупки. 28% покупок в онлайн-канале являются импульсивными.
Что касается расходов белорусов за рамками базовых потребностей, то люди прежде всего тратят деньги на обустройство дома и ремонт, а также на отпуск.
19% опрошенных не имеет средств сверх бюджета для дополнительных расходов (+9 п.п.). 39% выделяет бюджет на обустройство и улучшение окружающего пространства вокруг себя, 27% тратят деньги на отпуск.
При улучшении экономической ситуации люди будут больше экономить на питании и развлечениях вне дома, но меньше – на отпусках и товарах/продуктах, а также курении и алкоголе.
Добавить комментарий