Белорусы стали посещать больше магазинов и экономить на покупках

размещено в: Общая | 0

По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, в Беларуси в III квартале 2021 года среднестатистическая семья располагала ресурсами в размере 1 667,6 рубля, что на 57,4 рубля больше, чем в апреле-июне. Результаты другого исследования свидетельствуют, что в стране растет количество ценочувствительных покупателей.

По данным Белстата, в июле-сентябре в городах и поселках городского типа средние располагаемые ресурсы на одно домохозяйство составили 1746,3 рубля (на 60,3 рубля больше, чем во втором квартале), а в сельских населенных пунктах — 1411,7 рубля в месяц (+46,8 рубля).

Во третьем квартале 72,3% белорусов располагали ресурсами более 500 рублей в месяц.  Доля семей с ресурсами свыше 1000 рублей в третьем квартале увеличилась еще на 0,7 п.п. и составила 17,5%.

Какими средствами располагали белорусские семьи в первом полугодии 2021 года

Наиболее многочисленной группой остались люди с ресурсами 500,1–600 рублей. Таких было 15,3%. При этом 54,6% белорусов, по данным обследования, располагали ресурсами от 400 до 800 рублей. Их доля снизилась на 0,1 п.п.

Денежные расходы в расчете на домашнее хозяйство составили 1587,5 рубля в месяц, из которых 1181,9 рубля (74,5%) приходится на потребительские расходы.

В структуре потребрасходов семей доля расходов на питание составила 39,2,%, на покупку непродовольственных товаров – 34,8%, на оплату услуг – 23,6%. В сравнении со вторым кварталом этого года в структуре расходов снизилась доля на покупку продуктов питания и оплату услуг, а выросла — на приобретение непродовольственных товаров.

На этом фоне интересно выглядят результата опроса консалтинговой компании Nielsen в Беларуси. Так, индекс потребительского доверия в Беларуси остается в пессимистичной зоне.

Как пишет belretail.by,  этот индекс складывается из трех индикаторов: восприятия потребителями перспектив на рынке труда, оценки собственного финансового положения и степени готовности тратить деньги. Значение индекса выше 100 пунктов позволяет отнести потребителей страны к группе оптимистически настроенных, значение ниже 100 пунктов свидетельствует о преобладании пессимистически настроенных. Оптимизм или пессимизм потребителей напрямую влияет на их желание и готовность тратить деньги.

В третьем квартале 2021 года индекс в Беларуси составил 78 пунктов. Это на 1 пункт меньше, чем во втором квартале. А также меньше, чем в России (93) и Украине (84).

Несмотря на то, что 29% (+4 п.п.) опрошенных считают перспективы трудоустройства хорошими, а 37% оценивают свое личное материальное положение позитивно, большинство людей не спешит тратить деньги на покупки новых вещей. Доля тех, кто готов больше тратить за квартал уменьшилась с 26% до 22%.

Среди основных причин для беспокойства у белорусов на первом месте находится здоровье, на втором – рост цен на товары повседневного спроса (FMCG), на третьем – безопасность семьи. Рост цен на коммунальные услуги потерял свое место в ТОП-5. «Политическая стабильность» переместилась с 3-го на 5-е место.

Так 96% покупателей считают, что цены на товары FMCG растут. Годом ранее этот показатель был почти на 10 п.п. ниже.

Белорусы продолжают экономить, доля промо- и ценочувствительных покупателей растет, считают авторы исследования. Половина покупателей знают цены на продукты и отслеживают их изменение. Люди экономят на корзине за счет активного промо-хантинга, отказываются от излишеств в корзине, а также переходят на собственные торговые марки ритейлеров. Число охотников за промоакциями за год выросло с 54% до 79%. При этом 39% покупателей готовы менять магазины ради промо, а 36% ищут их в привычных местах покупки.

Теперь среднестатистический белорусский потребитель посещает в месяц 4 магазина. При этом количество тех, кто посещает 1 или 2 магазина падает, а тех, кто посещает 5 или 6 магазинов – растет. Это свидетельствует о развитии сетей магазинов за счет формата «магазин у дома», а также появлению в зоне шаговой доступности магазинов с разным позиционированием (мини-маркет, обычный гастроном, дискаунтер, супермаркет и пр.).

Вместе с тем покупатели ищут баланс между ежедневными и большими покупками (про запас), используя магазины малых форматов и онлайн как удобную альтернативу супер и гипермаркетам.

Почти половина опрошенных за последний месяц покупали продукты питания онлайн, и 70% из них продолжат это делать в будущем так же часто при стабилизации ситуации c COVID-19.

Большинство онлайн-покупателей уверены, что в интернет-магазинах можно найти уникальный ассортимент. Так считает 63% респондентов. Однако женщины к данному параметру относятся более критично.

Миссии покупок в интернете смещаются от единичных и импульсивных, в сторону более комплексных и спланированных. Так, 39% опрошенных планируют в течении года совершать большие (большой чек, много категорий) и небольшие (экспресс-доставка, маленький чек) покупки. 28% покупок в онлайн-канале являются импульсивными.

Источник: belretail.by

Что касается расходов белорусов за рамками базовых потребностей, то люди прежде всего тратят деньги на обустройство дома и ремонт, а также на отпуск.

19% опрошенных не имеет средств сверх бюджета для дополнительных расходов (+9 п.п.). 39% выделяет бюджет на обустройство и улучшение окружающего пространства вокруг себя, 27% тратят деньги на отпуск.

При улучшении экономической ситуации люди будут больше экономить на питании и развлечениях вне дома, но меньше – на отпусках и товарах/продуктах, а также курении и алкоголе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *