Национальная система образования ориентирована на доступность и качество образования для каждого ребенка

размещено в: Общая | 0

Система образования в первую очередь ориентирована на то, чтобы обеспечить доступность и качество образования для каждого ребенка вне зависимости от наличия или отсутствия у него каких-либо нарушений. Именно об этом шел конструктивный разговор во время круглого стола об условиях интегрированного обучения.

Так, по информации главного специалиста управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Елены Мулицы категория детей с особенностями психофизического развития – это одна из основных категорий, которой уделяется повышенное внимание и в системе образования, и в других областях социальной сферы со стороны различных государственных органов.

В 2022 году обновился Кодекс об образовании. И в новой редакции теперь закреплен принцип инклюзии в образовании, а его реализация – как одно из основных направлений государственной политики в сфере образования. Этот принцип подразумевает такую организацию получения образования, при которой все дети вне зависимости от их особенностей (психологических, культурных, социальных, языковых и так далее) включены в общую образовательную систему. При этом учреждения учитывают их особые образовательные потребности и оказывают им необходимую педагогическую, социальную и иные виды поддержки.

«В рамках реализации принципа инклюзии мы работаем в разных направлениях. Прежде всего, это обеспечение специальных условий в учреждениях образования для детей различных категорий. Так, приобретение специального оборудования, специальных средств обучения является одним из мероприятий государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы. Более 200 учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования приобретают такое оборудование ежегодно. В рамках государственной программы «Социальная защита» на 2021-2025 годы мы ведем речь о создании среды с комплексным подходом, когда территория или здание учреждения образования обеспечивается теми или иными архитектурными особенностями, визуальными, вспомогательными устройствами, которые позволяют ребенку лучше ориентироваться в окружающем пространстве. В ходе реализации госпрограммы запланировано создание комплексной доступной среды в 250 учреждениях образования», – проинформировала Елена Мулица.

Еще один акцент, который делается в рамках создания специальных условий, – это устоявшаяся практика внедрения дополнительных штатных единиц педагогических работников, которые позволяют осуществлять персональное сопровождение в образовательном процессе.

Немаловажным остается формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса. Речь идет и о родителях, и о педагогах, и о самих детях. С 2015 года реализовывалась Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Беларуси. Сейчас эти вопросы обозначены в рамках других стратегических документов, в частности, Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, в Национальном плане действий по реализации в Беларуси положений Конвенции о правах инвалидов и других документов. Дети с ОПФР включаются во все сферы деятельности учреждения образования. 

Сегодня система образования предлагает различные варианты организации образовательного процесса для детей с ОПФР. Часть детей получает образование в учреждениях специального образования. Всего в стране 236 учреждений специального образования, из них 48 специальных детских садов, 47 специальных школ и специальных школ-интернатов, а также 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Идет тенденция сокращения количества специальных школ и школ-интернатов. За последние 20 лет их количество уменьшилось в два раза.

В системе образования предусмотрен и ряд льгот и мер социальной поддержки, которые направлены на детей с особенностями психофизического развития. Среди них бесплатное пользование учебными пособиями для тех, кто осваивает образовательные программы специального образования. Также это дифференцированные льготы в оплате за питание в учреждениях образования, для детей-инвалидов это питание бесплатное. Кроме того, это организация бесплатной перевозки обучающихся с особенностями психофизического развития.

Елена Мулица отметила, что в новую редакцию Кодекса об образовании для социализации обучающихся включена норма, обеспечивающая возможность получения образования на дому в сочетании с занятиями в учреждении образования. В этом году разработано инструктивно-методическое письмо по этому вопросу, которое размещено на сайте Министерства образования. Таким образом, выстроилась такая система образования лиц с особенностями, которая обеспечивает практически 100%-ный охват каждого выявленного ребенка различными формами помощи и получения образования. Это осуществляется во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, а также социального обслуживания. Такой ребенок сопровождается, начиная от рождения с оказания ранней комплексной помощи и фактически до получения им профессии.

Директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк обозначила, что Беларусь – единственная страна на постсоветском пространстве, которая с 1995 года реализует на практике модели интегрированного обучения и воспитания, проделав очень сложный путь. И в этом плане отмечено, что нам сегодня есть чем гордиться.

По информации сайта https://edu.gov.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *