Стремительно уходящий 2023 год выдался достаточно насыщенным для системы образования Беларуси. Многие мероприятия и события происходили с приставкой “впервые”. Например, самым значимым новшеством на уровне школьного образования стали новые подходы к итоговой аттестации выпускников 11-х классов – проведение централизованного экзамена, а также появление новых профилей в старших классах, введение характеристик. Больше всего новаций коснулось вступительной кампании. Министр образования Андрей Иванец подвел итоги уходящего года в интервью с корреспондентом БЕЛТА.
Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные факты и детали событий уже ушедшего в историю года.
1. В 2022/2023 учебном году функционировали 1614 классов профессиональной направленности, в которых обучались более 13,5 тыс. учащихся. Из них: аграрной направленности – 626 классов (более 4,2 тыс. учащихся), педагогической направленности – 756 классов (более 6,7 тыс. учащихся), спортивно-педагогической направленности – 75 классов (989 учащихся), военно-патриотической направленности – 157 классов (почти 1,6 тыс. учащихся).
2023/2024 учебного года функционируют также классы инженерной и железнодорожной направленности. Координатором деятельности классов инженерной направленности Министерством образования определен Белорусский национальный технический университет, которым совместно с Национальным институтом образования разработана программа факультативных занятий. На сегодняшний момент классы инженерной направленности функционируют в 223 учреждениях общего среднего образования – это 42 класса, в которых обучается 832 учащихся, а также 195 групп, в которых знания проходит 1751 человек.
Профильные классы педагогической направленности работают у нас с 2015/2016 учебного года. Тогда было открыто 102 педкласса. В нынешнем 2023/2024 учебном году в стране открыто рекордное количество педагогических классов и групп: в 834 педагогических классах обучается 7985 учащихся. Положительная динамика объясняется высоким интересом педагогических и ученических коллективов учреждений общего среднего образования к педагогическому профилю, желанием на практике проверить свои возможности и определиться с актуальностью именно такого профиля для учащихся.
В 2022/2023 учебном году педагогические классы окончили 2864 человека, из них 744 выпускника получили рекомендации педагогических советов учреждений общего среднего образования для поступления на педагогические специальности. Ежегодно на педагогические специальности поступает каждый третий выпускник от общего числа выпускников педагогических классов.
2. Немаловажную роль в ранней профориентации играет и допрофильная подготовка учащихся на уровне 8-9-х классов в школах. Допрофильная подготовка является обязательным подготовительным этапом для осознанного выбора учащимися уровня основного образования с учетом собственной индивидуальности для продолжения образования по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.
В целях оказания информационной поддержки учащимся в выборе будущей профессиональной деятельности Министерством образования подготовлены учебные программы факультативных занятий в 8-х и 9-х классах. Например, “Профессия моей мечты”, “Школа юных защитников Отечества”, “Основы экологии и профессиональное будущее”, “Туризм” и другие. В настоящее время в учреждениях общего среднего образования проводится работа по формированию классов, в которых на повышенном уровне изучаются физика, математика, химия, биология.
3. В учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году обучаются около 107 тыс. учащихся 9-х классов, около 58 тыс. учащихся 11-х классов. По итогам прошлого учебного года количество учащихся 9-х классов, которые продолжили обучение в учреждениях профессионального и среднего специального образования, составило около 45% от общего количества девятиклассников. С учетом новых подходов к проведению итоговой аттестации выпускников уже в этом году мы наблюдаем смещение выбора выпускниками базовой школы в пользу получения профессии. Планируем, что постепенно количество выпускников 9-х классов, идущих в колледжи, выйдет на 50-60%.
4. Увеличен прием в колледжи. Установленные цифры приема составили: в 193 учреждениях образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, – 39,6 тыс. человек, в 159 учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, – 26,5 тыс. человек.
В 2023 году осуществлялся прием по новым для страны специальностям среднего специального образования: “физико-химический анализ продуктов производства”, “техническое обеспечение информационной безопасности”, “разработка и сопровождение веб-ресурсов”, “строительство и эксплуатация энергоэффективных зданий и сооружений”, “изготовление оптических приборов (квалификация “Контролер оптических деталей и приборов 6-го разряда”), “флористический дизайн” (квалификация “Флорист 5-го разряда”), “реставрационно-восстановительные работы” (квалификация “Реставратор декоративно-художественных покрасок 6-го разряда”), “дизайн мультимедиа”.
В целях гибкого реагирования на изменяющуюся потребность региональных рынков труда ежегодно совершенствуется структура подготовки на уровне профессионально-технического образования. Так, в 2023 году приостановлен прием по 162 невостребованным квалификациям и открыта подготовка по 121 новой для отдельных учреждений образования квалификации. Открыта подготовка по двум новым профессиям, по которым ранее подготовка в Беларуси не осуществлялась, – “наладчик оборудования в производстве изделий из пластмасс” и “флорист”.
5. Вступительная кампания 2023 года была проведена на основе поставленных главой государства задач по созданию справедливых, равных, прозрачных условий для поступления абитуриентов нашей страны. Анализ приема абитуриентов в текущем году позволяет сделать вывод, что в целом поставленные задачи решены, а предложенные новации дали положительный эффект. Также определены основные направления совершенствования приемной кампании 2024 года.
Особое внимание в рамках приемной кампании 2023 года было уделено выявлению одаренных и мотивированных абитуриентов. Более 4 тыс. выпускников школ и колледжей поступили в вузы без вступительных испытаний.
Удалось увидеть и абитуриентов-целевиков, выпускников колледжей, абитуриентов, поступавших на специальности гуманитарного профиля по результатам внутренних экзаменов, а это около 17 тыс. абитуриентов.
Были созданы дополнительные траектории поступления абитуриентам в региональные вузы по результатам университетских олимпиад, выпускникам профильных классов профессиональной направленности и военно-патриотических клубов, выпускникам лицеев при университетах и Национального детского технопарка и другим категориям абитуриентов.
6. Постановлением Министерства образования от 14 августа 2023 года установлены формы и срок проведения итоговой аттестации учащихся в 2023/2024 учебном году. В 11-м классе сохранены два централизованных экзамена по русскому или белорусскому языкам и предмету по выбору. ЦЭ будут проходить 27 и 30 мая. При этом первым будет проходить ЦЭ по предмету по выбору, вторым – по государственным языкам и будут совмещены с проведением ЦТ.
Кроме того, у нас сохранены резервные дни в июне и августе, в мае резервный день не предусмотрен. Как и ранее, запланировано совмещение резервных дней проведения ЦЭ с резервными днями для ЦТ.
Планируется, что участие в ЦЭ примут 58 тыс. выпускников учреждений общего среднего образования.
Министерством образования проводится подготовительная работа по проведению в 2024 году централизованного экзамена, результаты которого будут засчитываться при поступлении в учреждения высшего образования. Так, 27 января 2024 года состоится репетиция централизованного экзамена. Утвержден план мероприятий по подготовке и проведению репетиции централизованного экзамена (РЦЭ). Общие принципы проведения репетиции – пункты проведения, пропуск в пункт проведения, рассадка в аудиториях, правила проведения и так далее – идентичны принципам, используемым при организации и проведении централизованного экзамена. Для проведения РЦЭ будут задействованы те же пункты проведения, на которых состоится централизованный экзамен, – 144 пункта.
Планируется, что в репетиции примут участие около 58 тыс. выпускников учреждений общего среднего образования, что на 5 тыс. больше в сравнении с 2023 годом.
7. Сохранится форма проведения вступительных испытаний для поступления на целевые места. Как и в 2023 году, абитуриенты-целевики будут сдавать одно вступительное испытание в устной или практической форме в вузе. Перечень вопросов, которые будут включены в экзаменационные билеты, размещен на сайте Министерства образования.
Для обеспечения равных возможностей поступления в вузы выпускников учреждений общего среднего образования и колледжей прием документов, проведение внутренних вступительных испытаний и зачисление в вузы на условиях целевой подготовки будут организованы в начале июля 2024 года. В эти же сроки в региональные вузы будут зачислены победители университетских олимпиад.
8. Основной прием документов от абитуриентов в вузы будет проведен в июле. Прием абитуриентов будет осуществляться на бюджетные и платные места, количество которых утверждается.
В настоящее время совместно с заинтересованными проводится формирование планов приема в вузы и колледжи нашей страны. Предварительный анализ результатов данной работы позволяет сделать вывод о некотором увеличении приема на бюджет по педагогическим, медицинским, инженерным, аграрным специальностям. Также планируется, что на данные специальности возрастет и целевой прием абитуриентов в 2024 году.
9. Опыт организации университетских олимпиад пока не будет транслироваться на Минск – в этом году 21 региональный вуз проведет свои университетские олимпиады.
10. Проанализировав итоги вступительной кампании 2022/2023 учебного года, можно сделать вывод о том, что предложенная выпускникам Национального детского технопарка модель построения образовательной траектории при поступлении в учреждения высшего образования на специальности профилей образования “техника и технологии” и “естественные науки”, а также в лицеи, университеты для получения среднего образования без вступительных испытаний доказала свою эффективность.
В части организации приемной кампании – задачи неизменны: создание справедливых, равных и прозрачных условий для поступления абитуриентов нашей страны.
В приоритете – обеспечение качества образования на всех уровнях. Министерством образования утверждена Концепция обеспечения качества образования до 2025 года и на перспективу до 2030 года.
По информации сайта https://edu.gov.by
Добавить комментарий