Уточнен порядок проведения обязательных и внеочередных медосмотров работающих

размещено в: Общая | 0

Постановление Минздрава от 06.05.2024 N 85 (далее — постановление N 85) внесло изменения в постановление Минздрава от 29.07.2019 N 74 «О проведении обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих» (далее — постановление N 74), а также утвержденную им Инструкцию о порядке проведения обязательных и внеочередных медосмотров работающих (далее — Инструкция N 74). Постановление N 85 вступает в силу с 01.07.2024. Рассмотрим, что изменится для работодателей.

Изменения в первую очередь касаются лиц, оказывающих социальные услуги, а также организаций, которые проводят медосмотры. Нововведения связаны в том числе с приведением постановления N 74 в соответствие с Законом о социальном обслуживании, изложенном в новой редакции.

К основным изменениям можно отнести следующие:

— установлен порядок прохождения обязательных медосмотров физлицами, ИП, оказывающими социальные услуги, гражданами, работающими по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам в организациях, у ИП, оказывающих социальные услуги;

— дополнена форма акта обязательного периодического медосмотра: включена дата его составления;

— скорректирована схема проведения медосмотров при выполнении работ в организациях, не обладающих правом создания военизированной охраны.

1. Установлен порядок прохождения обязательных медосмотров лицами, оказывающими социальные услуги

1.1. Какие изменения внесены

С 01.07.2024 приложение 3 к Инструкции N 74 будет дополнено новым п. 21-1, который установил порядок прохождения обязательных медосмотров физлицами, ИП, оказывающими социальные услуги, гражданами, работающими по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам в организациях, у ИП, оказывающих социальные услуги. Периодичность проведения такого медосмотра — раз в 2 года (абз. 11 п. 1, п. 2 постановления N 85).

Указанные нормы приняты в развитие ч. 2 ст. 17 Закона о социальном обслуживании, изложенного в новой редакции. Они вступают в силу с 01.07.2024 (абз. 11 п. 1, п. 2 постановления N 85). То есть одновременно с новой редакцией Закона о социальном обслуживании (ст. 7, ч. 1 ст. 15 Закона N 318-З). Ссылку на ч. 2 ст. 17 Закона о социальном обслуживании в новой редакции включили в преамбулу постановления N 74 (абз. 2 п. 1 постановления N 85).

Постановлением N 85 уточнено, что по п. 21 приложения 3 к Инструкции N 74 медосмотры проходят те, кто выполняют работы в государственных учреждениях социального обслуживания (абз. 10 п. 1 постановления N 85, п. 21 приложения 3 к Инструкции N 74). По нашему мнению, эта корректировка связана с приведением норм Инструкции N 74 в соответствие с Законом о социальном обслуживании в новой редакции. В нем закреплено определение понятия «государственное учреждение социального обслуживания» (абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о социальном обслуживании в новой редакции).

Исходя из буквального прочтения нормы, требование проходить медосмотры по п. 21 распространяется на физлиц, которые выполняют работы в организациях, независимо от формы собственности. Так, в графе 2 п. 21 приложения 3 к Инструкции N 74 указано: «Работы в организациях здравоохранения и (или) в государственных учреждениях социального обслуживания, иных организациях…».

Периодические медосмотры по п. 21 приложения 3 к Инструкции N 74, как и раньше, нужно проходить раз в год.

Полагаем, работающие, которые в рамках оказания социальных услуг выполняют работы, связанные с непосредственным и (или) опосредованным обслуживанием граждан пожилого возраста и (или) инвалидов, указанные в графе 2 п. 21 приложения 3 к Инструкции N 74, должны проходить предварительный и периодические медосмотры по п. 21, а не по п. 21-1 приложения 3 к Инструкции N 74. Например, сиделка, которая работает в пансионате для пожилых людей (выпуск 25 ЕКСД), по нашему мнению, должна проходить медосмотры по п. 21 приложения 3 к Инструкции N 74, поскольку осуществляет уход за гражданами пожилого возраста.

Отметим, что скорректирован также п. 4 Инструкции N 74. Он дополнен частью: «При выполнении работ, указанных в пункте 21-1 приложения 3 к настоящей Инструкции, проводятся обязательные медосмотры» (абз. 4 п. 1 постановления N 85). Исходя из буквального прочтения этой нормы и ее расположения в тексте, а также анализа ч. 1 п. 4 Инструкции N 74, полагаем, по п. 21-1 возможно проведение только обязательных (предварительного и периодического) медосмотров (п. 1 Инструкции N 74). Другими словами, проведение внеочередных медосмотров по рассматриваемому пункту не предусмотрено.

Вместе с тем рекомендуем подождать разъяснения от госорганов о том, как определить, по какому именно пункту должны проходить медосмотры работающие, которые оказывают социальные услуги, а также о возможности прохождения внеочередного медосмотра по п. 21-1 приложения 3 к Инструкции N 74.

Примечание
Напомним, что понятие «работодатели» включает в том числе нанимателей, а также юрлиц, ИП, которые предоставляют работу гражданам по гражданско-правовым договорам (абз. 15 ч. 1 ст. 1 Закона об охране труда). Понятие «работающие» включает в том числе работников, которые работают по трудовым договорам, а также физлиц, которые трудятся по гражданско-правовым договорам (абз. 14 ч. 1 ст. 1 Закона об охране труда).

1.2. Что делать работодателю в связи с изменениями

Работодателям (организации, ИП), которые оказывают социальные услуги, полагаем, целесообразно сделать следующее.

1. Определить, кого из работающих с 01.07.2024 нужно будет направлять на предварительный и периодический медосмотры по п. 21-1 приложения 3 к Инструкции N 74. Исходя из норм, это граждане, работающие по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, которые оказывают социальные услуги (ч. 2 ст. 17 Закона о социальном обслуживании в новой редакции, абз. 11 п. 1 постановления N 85).

При этом следует учитывать, что под социальной услугой понимается действие по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней, не связанное с оказанием материальной помощи (абз. 8 ч. 1 ст. 1 Закона о социальном обслуживании в новой редакции). К видам социальных услуг относятся, в частности (ч. 1 ст. 20 Закона о социальном обслуживании в новой редакции):

— временный приют;

— консультационно-информационные услуги;

— социально-бытовые услуги;

— социальный патронат;

— социально-посреднические услуги;

— социально-психологические услуги;

— социально-реабилитационные услуги;

— услуги по уходу, в том числе услуги няни, сиделки;

— услуги сопровождаемого проживания;

— услуги персонального ассистента.

В связи с указанным выше, полагаем, направлять на медосмотр по п. 21-1 приложения 3 к Инструкции N 74 нужно в том числе работающих, которые оказывают консультационно-информационные услуги, социально-психологические услуги. Например, специалист по работе с клиентами, который информирует клиентов об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, заключает договоры от имени организации (выпуск 19 ЕКСД).

2. Работающих, которые обязаны проходить медосмотр по п. 21-1 приложения 3 к Инструкции N 74, с которыми уже заключены трудовые (гражданско-правовые) договоры, по нашему мнению, начиная с 01.07.2024 целесообразно направить на прохождение медосмотра. Для этого нужно согласовать срок прохождения медосмотров с организацией, которая их проводит, и выдать работающим направления на медосмотр (ч. 2 п. 22 Инструкции N 74).

Направление на медосмотр составляют по установленной форме индивидуально для каждого работника. В направлении, полагаем, нужно указать, что это периодический медосмотр, поскольку с работающими уже заключены трудовые (гражданско-правовые) договоры. То есть это не предварительный медосмотр.

Пример оформления направления на медосмотр (фрагмент)

«Профессия рабочего (должность служащего): специалист по работе с клиентами.

Вредные и (или) опасные производственные факторы (с указанием класса условий труда по каждому производственному фактору, класса опасности химического вещества) <1> и (или) вид выполняемых работ <2>: оказание социальных услуг (п. 21-1 приложения 3)».

В направлении на медосмотр работающего по гражданско-правовому договору графу «Профессия рабочего (должность служащего)» заполнять не нужно. Следует указать вид выполняемых работ и при необходимости условия труда (абз. 3 ч. 1 п. 10 Инструкции N 74).

3. С 01.07.2024 до заключения трудового (гражданско-правового) договора направлять на предварительный медосмотр кандидатов в работающие, которые по условиям договора будут выполнять работы по оказанию социальных услуг (п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК, ч. 5 ст. 27 Закона об охране труда, ч. 2 ст. 17 Закона о социальном обслуживании в новой редакции, п. 21-1 приложения 3 к Инструкции N 74).

Обратите внимание!
Допуск работающего к работе без прохождения предварительного и (или) периодического медосмотра, в случае когда его прохождение обязательно, может быть расценен как нарушение требований по охране труда. За это виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности (ст. 10.13 КоАП).
В случае если такое нарушение повлекло профессиональное заболевание, причинение тяжкого, менее тяжкого телесного повреждения либо смерть человека, ответственные должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 306 УК).
Кроме того, в случае принятия на работу работника без медсправки впоследствии он может быть уволен по п. 3 ст. 44 ТК (в связи с нарушением установленных правил приема на работу).

4. Нанимателям (лицам, ответственным за организацию медосмотров) целесообразно подготовить проект изменений в список профессий рабочих (должностей служащих) работников, подлежащих обязательным периодическим медосмотрам (далее — список профессий рабочих (должностей служащих), список). В частности, нужно включить в этот список профессии рабочих (должности служащих) работников, которые оказывают социальные услуги. Такие профессии (должности) или часть из них уже могут быть в списке. Это возможно, если для них предусмотрено прохождение медосмотра по другим основаниям. Полагаем, в таком случае нужно в графе 5 списка дополнительно указать вид выполняемых работ «оказание социальных услуг» и ссылку на п. 21-1 приложения 3 к Инструкции N 74.

Это поможет при составлении списка профессий рабочих (должностей служащих) на следующий (2025) год, не забыть учесть изменения. Напомним, что наниматель ежегодно составляет список профессий рабочих (должностей служащих) и один экземпляр до 1 января направляет в организацию, которая проводит медосмотры (ч. 1 п. 22, ч. 1 п. 23 Инструкции N 74).

Обратите внимание!
Неверное заполнение направления на медосмотр, отсутствие или неверное заполнение списков профессий рабочих (должностей служащих), нарушение периодичности проведения медосмотров, полагаем, являются нарушением требований по охране труда. За это виновное лицо может быть привлечено к административной, а при наступлении определенных последствий — к уголовной ответственности (ст. 10.13 КоАП, ст. 306 УК).

Напомним, что лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, не включают в список профессий рабочих (должностей служащих). Они проходят медосмотр по отдельному направлению (ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 22 Инструкции N 74).

2. Дополнена форма акта обязательного периодического медосмотра: включена дата его составления

Форма акта обязательного периодического медосмотра установлена приложением 9 к Инструкции N 74. С 01.07.2024 форма дополнена п. 4 «Дата составления акта __________» (абз. 12 п. 1, п. 2 постановления N 85).

Указанные акты составляют организации, которые проводят медосмотры. Акт оформляют в течение 30 рабочих дней со дня окончания периодических медосмотров. Один экземпляр акта в течение 5 рабочих дней направляется нанимателю и (или) работодателю (п. 31 Инструкции N 74). Работодателям стоит отслеживать, чтобы в актах по результатам проведения периодических медосмотров, которые им будут направлять с 01.07.2024, была указана дата составления.

3. Скорректирована схема проведения медосмотров при выполнении работ в организациях, не обладающих правом создания военизированной охраны

В частности, с 01.07.2024 медосмотр будет осуществлять также врач-офтальмолог, а перечень исследований дополнен определением остроты зрения, рефрактометрией и измерением полей зрения (абз. 7 п. 1, п. 2 постановления N 85; п. 11 приложения 3 к Инструкции N 74).

Указанные изменения нужно учитывать работодателям, у которых созданы медкомиссии по проведению обязательных и внеочередных медосмотров либо которые планируют создать такие комиссии (п. 5, 6 Инструкции N 74). Так, если есть необходимость проводить медосмотры по п. 11 приложения 3 к Инструкции N 74, а в составе медкомиссии нет врача-офтальмолога, следует его включить в состав комиссии либо привлечь такого врача к деятельности комиссии (ч. 2 п. 9 Инструкции N 74). Напомним, что персональный состав, порядок работы медкомиссий утверждает руководитель организации (ч. 3 п. 7 Инструкции N 74).

Также может потребоваться приобретение приборов для определения остроты зрения, рефрактометрии и измерения полей зрения, если их нет.

По материалам Ilex.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *